IVECO-AMT 753910-10. Майнинговый Trakker
Новости отрасли
Самое читаемое
Как чаще всего проходят тесты строительных самосвалов, организованные для представителей СМИ? Экскаватор бросает в кузов два-три ковша, и готово – считается, машина испытывается груженой. В этот раз вышло не так. То есть – по-настоящему! Изготовленному совместным предприятием «ИВЕКО-АМТ» четырехосному полноприводному самосвалу IVECO-AMT 753910-10 (специальная майнинговая модификации хорошо известного у нас IVECO Trakker) досталось аж восемь ковшей. Причем не экскаваторных – кузов загружал фронтальный погрузчик, который сделал это даже с некоторым перебором, то есть с «шапкой», выступающей поверх кромок бортов. Поскольку гранитный щебень брался с откоса внушительной по размерам горы, то ковш погрузчика каждый раз оказывался заполнен с хорошим превышением его кубатуры – а это 3,5–4 м3. Получается, в самосвале оказалось около 30 кубов. Сколько это в тоннах?
Гранитный щебень бывает разных фракций, в нашем случае коэффициент его плотности, скорее всего, близок к 1,35 – столько и возьмем для расчета. В итоге самосвал повез порядка 40 тонн. Удачно: как раз столько и записано в его технических характеристиках. Полная масса IVECO-AMT 753910-10 тоже вышла фактически паспортной – в районе 60 тонн. Это был самый тяжелый грузовик, которым мне когда-либо доводилось управлять! Причем водил я его по тому же маршруту, по которому в карьере курсируют и другие самосвалы, – от работающих на нижнем ярусе погрузчиков и экскаваторов наверх, по весьма крутому затяжному подъему, к перемалывающей гранитные глыбы дробилке, а потом назад, в противоположном направлении. Причем в течение двух дней удалось откатать машину как с пустым, так и с полностью заполненным кузовом.
Нельзя не признать: мощности силового агрегата хватает, чтобы, даже будучи груженным под завязку, IVECO-AMT 753910-10 довольно споро заходил на технологический подъем, по которому выезжаешь наверх из карьера, – спасибо высокому крутящему моменту, выверенному передаточному отношению трансмиссии и оптимально настроенной автоматической коробке передач. Интересно, что, двигаясь по спуску обратно в карьер (наверху мы не разгружались), требовалось быть не менее собранным – здесь помощником основной тормозной системы выступал только моторный тормоз. Будь моя воля, я бы дополнил его ретардером. Что, собственно, не проблема: если не жалко денег – можно включить ретардер в комплектацию. Многие, кстати, так и поступают: в заводском цеху «ИВЕКО-АМТ» рядом со сборочной линией дожидались своей очереди на установку ГМП Allison с пристыкованным к ним трансмиссионным тормозом. Думаю, для такого самосвала это был бы наилучший вариант!
Также отмечу отменный обзор из кабины, удачное расположение боковых зеркал и выверенные усилия на педалях и на руле – многотонной машиной управляешь совершенно без напряжения, хотя порой в карьере приходилось двигаться по узким и высоким насыпям и переездам. Немаловажно, что хотя кабина здесь – в коротком дневном варианте, за сиденьями установлена откидная спальная полка – достаточно широкая и длинная, чтобы водитель мог с комфортом отдохнуть во время стоянки.
«Самосвал IVECO массой 60 тонн – и всего лишь на четырех мостах?» – в голосе некоторых из тех, с кем я делился впечатлениями от состоявшегося теста, можно было услышать нотки сомнения. Да, мостов у этой изготовленной в Миассе машины четыре, но каких! Допустимая нагрузка на каждый из двух передних составляет 10 тонн, на каждый из двух задних – 20 тонн! Это по паспортным данным. А по факту – так даже больше. Кто производитель? Известная немецкая компания Kessler. Замечу, со стороны специалистов совместного предприятия ее подход к делу получил высокую оценку. Вот только один пример: немцы сначала никак не могли уразуметь, зачем русские партнеры просят установить в мостах сменные втулки. Аргумент, что при вызванном повышенным износом ремонте можно ограничиться заменой только их, не меняя при этом куда более дорогие полуоси, воспринимался с недоумением: мол, что там в принципе может износиться?
Тогда для понимания им показали мост самосвала, отработавшего какое-то время в наших дорожных условиях, – у него попавший внутрь песок буквально выел пространство под сальником, через которое начало уходить масло. Надо отдать компании Kessler должное: сменные втулки были внедрены в кратчайший срок. Неудивительно, что вскоре после этого передний управляемый мост Kessler вошел в базовую комплектацию выпускаемых «ИВЕКО-АМТ» тяжелых автомобилей с колесной формулой 6х6.
Впрочем, вернемся к знакомству с нашим самосвалом. По своим техническим характеристикам он представляет собой фактически аналог четырехосного Astra HD9. Компания ASTRA, как и IVECO, на правах подразделения входит в состав концерна CNH Industrial и специализируется на тяжелых самосвалах, в том числе майнинговых. Интересно, что в Миассе, прежде чем взяться за разработку и изготовление IVECO-AMT 753910-10, пробовали локализовать как раз тот самый Astra HD9. Но в дело вмешался ряд организационных трудностей, поэтому через какое-то время решили, ориентируясь на уже освоенный IVECO Trakker, создать свой самосвал такого класса. Причем слово «свой» здесь как нельзя к месту: в линейке европейских грузовых автомобилей IVECO ничего подобного нет.
Так в чем же главные технические особенности IVECO-AMT 753910-10? Начнем с того, что увеличение полной массы фактически на треть по сравнению с обычными четырехосными самосвалами потребовало применить не только усиленные мосты, но и усиленную подвеску. Она здесь полностью российская, разработанная специалистами совместного предприятия. И отличается эта подвеска от таковой у обычного IVECO Trakker не только более энергоемкими чусовскими рессорами, но и внедрением необслуживаемых задних балансиров – в их конструкции использован не требующий смазки резинометаллический шарнир. Вместо продольных реактивных тяг, при высоких нагрузках стремящихся развернуть заднюю тележку, применены более подходящие для подобной машины V-образные тяги. Кроме того, третья и четвертая оси у IVECO-AMT 753910-10 разнесены между собой несколько дальше, чем у стандартных ивековских самосвалов, – это позволяет свободно устанавливать на них колеса с шинами размерностью 16R20. Упрочнению подвергли и лонжероны рамы – в них вставлены усилители, которые, как и поперечины, «ИВЕКО-АМТ» изготавливает самостоятельно.
Другое характерное отличие: у самосвала-тяжеловеса под стать ему и силовой агрегат. Двигатель – хорошо знакомый F3B Cursor 13, но неожиданно большой для IVECO Trakker максимальной мощностью в 500 л.с. Неожиданностью оказалась и установка на пару с ним автоматической гидромеханической коробки передач Allison 4500 (пульт управления ею закреплен на приборной панели справа от руля). Ведь дизель IVECO-AMT 753910-10 соответствует Евро-5, а европейские IVECO Trakker подобного экологического класса на сегодня предложены только с «механикой». Оказалось, что специалисты совместного предприятия сумели самостоятельно «подружить» между собой современный двигатель и современную гидромеханическую АКП, согласовав работу их программного обеспечения. Говоря о трансмиссии, остается добавить, что и раздаточная коробка у этого самосвала тоже оригинальная – ее поставила компания ZF.
Еще одна важная особенность IVECO-AMT 753910-10 – конструкция его самосвальной платформы, которую совместное предприятие производит самостоятельно. Ее геометрический объем составляет 22 м3. Боковые борта с целью повысить их прочность изготовлены с несколькими продольными изгибами. У двухслойного днища, опять же для дополнительного упрочнения, верхний лист сделан несколько выпуклым: такая его форма лучше амортизирует удары падающих из ковша экскаватора тяжелых глыб и повышает эффективность обогрева нижней части кузова выхлопными газами в холодное время года, равномерно распределяя их тепло по всей поверхности. Борта кузова IVECO-AMT 753910-10 изготовлены из 5 мм высокопрочной стали Quard 400, днище – из 8 мм износостойкой стали Hardox 450.
Совместное предприятие «ИВЕКО АМТ» и раньше поставляло свои самосвалы предприятиям российской горнодобывающей отрасли. В том числе – IVECO Trakker с задними 20-тонными мостами Kessler: один из заказчиков недавно получил шесть таких машин. Но у всех них не было полного комплекса решений, которые внедрены в конструкцию IVECO-AMT 753910-10. Поэтому в отношении именно этой машины с полным правом можно сказать: в модельной линейке «ИВЕКО-АМТ» появился самый настоящий майнинговый самосвал!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов