Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Производство > ГРАЗ. Фабрика сухопутных танкеров

ГРАЗ. Фабрика сухопутных танкеров

Грабовский автомобильный завод, сокращенно ГРАЗ – один из немногих, кто даже в кризис не сбавляет темпов развития. Мы решили посмотреть, за счет чего ему это удается.
14.04.2015
5107
view counter

Главный конек Грабовского автомобильного завода – автоцистерны. Точнее – топливные цистерны: расположенное недалеко от Пензы предприятие производит их как на автомобильных шасси, так и в виде прицепов и полуприцепов.

ЕГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗАсли излагать кратко, история предприятия такова. В качестве машиностроительного оно начало работать в 1941 году, когда в Грабово из Мелитополя эвакуировали производство комплектующих для минометов, бензоперекачивающих установок и топливозаправщиков. В 1946 году завод переориентировали на выпуск разнообразного строительного оборудования, а в 1949 году – на выпуск пожарных автомобилей. Вот тогда здесь и начали изготавливать первые автоцистерны и топливозаправщики, которые к концу 1960-х и стали основным профилем предприятия. В свои лучшие времена в Грабово их выпускали по 6 тысяч в год!

Новейшая история – это, по сути, история борьбы за сохранение специализации и профессиональных кадров. Сколько российских заводов, производящих разнообразную автоспецтехнику, ушло в небытие за последние 20 лет! Но ГРАЗ сумел не только выжить, но и стать одним из лидеров отрасли. Случилось это, конечно же, не сразу: в мутные 1990-е и в первой половине 2000-х предприятие пребывало в перманентном кризисе, пытаясь в меру возможностей подстроиться под непрерывно меняющуюся экономическую ситуацию. Перелом наступил в 2004 году, когда пришел новый собственник с новой командой. Именно тогда завод специализированных автомобилей стал называться автомобильным заводом. И именно тогда выпуск продукции начал набирать обороты: если в 2005 году здесь изготовили 600 ед. техники, то всего через три года, в 2008-м, уже 1652 ед., то есть в два с половиной раза больше! С тех пор Грабовский автозавод вновь прочно обосновался в лидерах по производству топливных автоцистерн и топливозаправщиков. И сдавать завоеванные позиции не собирается!

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗА

Конечно, выход в лидеры был осуществлен не по мановению волшебной палочки. С 2006 года предприятие после долгого перерыва стало получать инвестиции, благодаря которым удалось существенно обновить производственные мощности и вывести на рынок целый ряд инновационных автозаправщиков и автоцистерн. Что было сделано конкретно?

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗАПервым делом на ГРАЗе смонтировали современный окрасочно-сушильный комплекс и высокоточную линию обработки листовых материалов. Уже после кризиса 2008 года были введены в работу станок Lucas для изготовления многорадиусных деталей сложной формы методом фланжировки и 4-валковая гибочная машина Faccin. А в 2012 году на предприятии заработала уникальная линия сварки карт и обечаек, технологическое оборудование для которой поставлено несколькими ведущими мировыми производителями. Одновременно с новой техникой внедрялась и новая производственная система, направленная на повышение качества изготавливаемой продукции. Называется она Производственная система ГРАЗ, но, насколько я понял, это адаптированный вариант японской системы совершенствования производственных процессов «Кайдзен» с характерными для ней подачей рационализаторских предложений и оптимизацией рабочих процессов.

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗАЧто касается новых моделей, их создание активизировалось в 2004-м, когда предприятие от проектирования на кульманах перешло к использованию компьютерного проектирования, что позволило помимо серийных образцов начать оперативно разрабатывать и внедрять в производство модификации, выполненные с учетом самых разносторонних требований конкретных заказчиков. Одновременно под маркой ГРАЗ появились битумовозы, нефтевозы и мазутовозы. Уникальной разработкой можно назвать вакуумную машину для сбора и вывоза разлившейся нефти – один из уральских клиентов заказал ее в количестве более полусотни экземпляров. Линейка полуприцепов-цистерн пополнилась несколькими облегченными образцами из алюминиевого сплава. Причем у наиболее новых из них за счет уменьшения толщины корпуса «бочки», применения облегченных осей SAF и общей оптимизации конструкции снаряженную массу удалось снизить более чем на тонну! Одновременно с появлением алюминиевых моделей заказчикам предложили целую гамму автоцистерн и автотопливозаправщиков на различных зарубежных шасси, а затем у завода появились образцы, удовлетворяющие ужесточившимся в последнее время требованиям по осевым нагрузкам.

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗА

Самые же впечатляющие результаты Грабовскому автозаводу удалось достигнуть в создании аэродромных автотопливозаправщиков: в деле их разработки и производства предприятие стало одним из ведущих в стране. Шутка ли: за все время с 1994 года, когда завод взялся за аэродромные топливозаправщики, он изготовили их в количестве 250 единиц. А ведь это – штучная продукция! В 2014 году всего в России было выпущено около ста таких заправщиков, и 40 из них – на ГРАЗе.

– Производство авиационных заправщиков не только весьма сложное, но очень ответственное дело – говорит исполнительный директор ОАО «Завод ГРАЗ» Виктор Пеганов. – Случись какое летное происшествие, заправщик первым опломбируют и берут под охрану!

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗА

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗАИнтересно, что в свое время под маркой ГРАЗ был сделан самый вместительный в России авиационный топливозаправщик вместительностью 60 «кубов». Теперь же завод больше склоняется к практической стороне вопроса: в серию пошли модели, габариты и осевые нагрузки которых позволяют применять их не только на аэродромах, но и на дорогах общего пользования. Самые новые из их числа разработаны на минских шасси: первый, двухосный 10-кубовый, предназначен для обеспечения топливом малой авиации, а второй, трехосный, обладает двукратно увеличенным полезным объемом цистерны. Венцом сделанных в Грабово разработок, предназначенных для авиационной отрасли, можно считать уникальный полуприцеп-цистерну для перевозки противообледенителя, которым обрабатывают самолеты в холодное время года. Два таких полуприцепа работают в аэропорту Домодедово.

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗА

По итогам прошлого года Грабовский автомобильный завод изготовил и отгрузил заказчикам 999 автоцистерн и топливных заправщиков (плюс еще несколько образцов было сделано в качестве опытных для проведения испытаний). Конечно, это меньше, чем в 2008-м, но в данном случае мерить успехи в штуках не совсем правильно. Дело в том, что 5-7 лет назад была велика доля цистерн на шасси среднетоннажников ГАЗ и ЗИЛ, сегодня же завод в основном делает более емкие, технологичные, современные, а значит, более дорогие автоцистерны, поэтому даже при количественном сокращении производства прибыль идет вверх.

Коснулся ли нынешний кризис Грабовского автомобильного завода? Да, коснулся, но поскольку предприятие ведет весьма гибкую производственную политику, ему удалось минимизировать его последствия. Что планируется делать, чтобы в современных экономических реалиях не растерять с таким трудом наработанный потенциал?

ГРАЗ цистерна автозаправщик бензовоз битумовоз ТЗА

Программа действий на ближайшее время подразумевает несколько пунктов. Понятно, что один из них – импортозамещение. Никто не скрывает, что на этом пути не все просто: за минувшие два десятка лет в России, к сожалению, утрачены компетенции по выпуску целого ряда используемых в производстве автоцистерн комплектующих, узок спектр материалов. Например, не удастся быстро найти замену некоторым составляющим насосных систем, не выпускает отечественная промышленность и алюминиевых сплавов, пригодных для изготовления легких и прочных «бочек». И тем не менее, у предприятия уже есть перечень примерно из 40 позиций поставляемых из-за рубежа компонентов, которым в ближайшее время будут подобраны отечественные аналоги.

Еще одно важное направление – расширение числа моделей, гарантированно проходящих дорожный весовой контроль. С постепенным ужесточением такого контроля старая техника будет активно выводиться из эксплуатации, а на замену ей придет новая, облегченная, с цистернами чемоданного сечения, усеченными по обратному радиусу.

ГРАЗ автоцистерна топливозаправщик автозаправщик

И, конечно же, Грабовский автозавод рассчитывает в ближайшее время войти со своей продукцией в новые сегменты рынка автоцистерн, предложив заказчикам их варианты для транспортировки пищевых жидкостей и химических реагентов. Стратегия правильная: шире модельный ряд – больше число заказчиков!

Константин Закурдаев

ST-KT.RU благодарит компанию «Техинком», дилера Грабовского автозавода с 1996 года, за помощь в организации поездки на предприятие.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки