Главная страница > Коммерческий транспорт > Электрический EVM PRO. Первые шаги на рынке

Электрический EVM PRO. Первые шаги на рынке

Как развивается проект электрического малотоннажника EVM PRO, с какими трудностями он сталкивается и как эти трудности получается преодолевать?
23.10.2023
1460
view counter

Завод компании «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус», который на территории ОЭЗ «Технополис Москва» изготавливает электрические грузовички EVM PRO, официально введён в строй в апреле текущего года. Я уже весьма обстоятельно рассказывал об этих электромобилях, поэтому здесь лишь вкратце пройдёмся по их основным техническим особенностям. За базу для EVM PRO взят УАЗ «Профи»: из Ульяновска в Москву поставляются рама, мосты, подвеска, тормозная система, кабина и капот. Компания «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» комплектует электрический грузовик бортовой электроникой, тяговой аккумуляторной батареей и системой теплообмена собственного производства. Электродвигатель развивает максимальный крутящий момент 300 Нм. На раму устанавливают бортовую платформу или кузов-фургон, в которых допускается перевозить порядка 800 кг груза. Прогрев батарей до рабочей температуры в зимний период осуществляется подогревателем BINAR, топливо для которого хранится в штатном 70-литровом уазовском баке. В комплекте с электрогрузовичком «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» может поставить зарядную станцию собственной разработки. В тестом режиме несколько EVM PRO работали или продолжают работать в парках крупных компаний, на сегодняшний день, будучи задействованы в реальных грузоперевозках, суммарно накатав уже более 200 тыс. км. Более того, у электрического грузовичка появились покупатели!

EVM PRO, электротрак, электрический грузовик, электрогрузовик, электромобиль, электрофургон, производство электромобилей, автопром, Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус, Илья Рашкин, СТ-КТ

Чтобы подвести первые итоги выхода EVM PRO на рынок коммерческого транспорта, компания «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» 19 октября организовала круглый стол, в рамках которого те, кто пользуется этими электрогрузовичками, поделились своими опытом, проблемами и пожеланиями, а те, кто их производит, рассказали о развитии проекта в целом и о совершенствовании машины в частности. Сразу отмечу, что оба представителя компаний, у одной из которых EVM PRO в находится тестовой, а у другой – в постоянной эксплуатации, выразили удовлетворение его качеством и рабочими показателями. Это крайне важно, поскольку  у них электрический грузовичок осуществляет грузоперевозки наравне с другой автотехникой. Естественно, был отмечен и ряд неминуемо давших о себе знать в ходе эксплуатации проблем. Например, в одном случае произошёл отказ питания вспомогательного аккумулятора, в другом – не получилось подключиться к городской зарядной станции: пришлось ставить на территории предприятия собственную. То есть, это какие-то незначительные технические проблемы начального периода, без которых не обходится ни одна новая разработка. Но глобальных проблем, так или иначе влияющих на расчётную эффективность применения элекрогрузовичков, обоими эксплуатантами выявлено не было! Не удивительно, что один из них заявил о решении приобрести EVM PRO  после тестовой эксплуатации, а второй, уже владеющий двумя EVM PRO, намерен обзавестись ещё одной зарядной станцией, чтобы оборудовать ею свою вторую площадку.

EVM PRO, электротрак, электрический грузовик, электрогрузовик, электромобиль, электрофургон, производство электромобилей, автопром, Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус, Илья Рашкин, СТ-КТ

Опираясь на собранную в ходе многочисленных тестов информацию, компания «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» провела первую значительную модернизацию своего электрического малотоннажника. Все 20 товарных EVM PRO, изготовленные её заводом на сегодняшний день, выполнены именно в модернизированном виде. Если говорить конкретно, разработчики устранили выявленные причины встречавшихся отказов электроники и бортовой электросети. В том числе – исключили упоминавшийся отказ системы питания вспомогательного 12-вольтного аккумулятора. Кроме того, как показала эксплуатация, из-за проезда по многочисленным дорожным неровностям тяговая батарея подвергается повышенной нагрузке, что отрицательно сказывается на её исправности и ресурсе. Поэтому, чтобы гарантировать надёжность работы,  конструкция и технология производства этих батарей были полностью пересмотрены. А именно, претерпели изменения сборка сегментов, формат лазерной сварки, используемые материалы, типоразмеры проводов и управляющая электроника. При этом ёмкость батарей в 90 кВтч осталась прежней. Зарядное устройство по просьбам заказчиков перенесли на другой борт, а в перспективе вообще установят спереди, за облицовкой радиатора, чтобы было удобно подключаться с любой стороны. Обновлены бортовой компьютер, приборный щиток и модуль телеметрии. Улучшена термостабилизация батарей как в зимний, так и в летний периоды. И, что тоже важно, изменения коснулись кузова-фургона. За счёт применения алюминия и уменьшения габаритных ширины и высоты, он стал почти на 200 кг легче. На соответствующую величину выросла грузоподъёмность машины. Кроме того, меньшие габариты позволили существенно снизить лобовое сопротивление, что положительно отразилось на запасе хода.

EVM PRO, электротрак, электрический грузовик, электрогрузовик, электромобиль, электрофургон, производство электромобилей, автопром, Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус, Илья Рашкин, СТ-КТ

В рамках круглого стола поднимался вопрос и о замене выработавших ресурс аккумуляторных батарей. Тот, кто погружён в тему поставляемых в Москве электробусов, наверняка в курсе, что по названной причине примерно на половине заявляемого 15-летнего срока их эксплуатации комплект тяговых батарей придётся поменять. Замена по той же причине тяговых батарей у электрического грузовичка фактически сведёт на нет его выигрыш в стоимости перевозок по сравнению с дизельными конкурентами. Но, как рассказал генеральный директор «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» Илья Рашкин, применяемые для EVM PRO никель-железо-фосфатные батареи до снижения ёмкости на 10-15% способны выдержать 4000 циклов зарядки. За это время грузовичок пробежит более 600 тыс. км, отработав на своего владельца в течение 8 – 10 лет. То есть, ресурс аккумуляторов при их даже не полной, а лишь частичной деградации, сопоставим с ресурсом основных элементов конструкции машины. Для снижения стоимости владения важнее учитывать, где EVM PRO будет пополнять запас электроэнергии. Конечно, собственная зарядная станция стоит денег. Но на городских зарядках, как правило, цена электроэнергии выше, поэтому вариант, когда сам езжу – сам заряжаю, скорее всего окажется более выгодным. Кстати, «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» модернизировал не только электрический грузовик, но и предлагаемую вместе с ним зарядную станцию, получившую новую электронику и новый софт.

EVM PRO, электротрак, электрический грузовик, электрогрузовик, электромобиль, электрофургон, производство электромобилей, автопром, Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус, Илья Рашкин, СТ-КТ

По завершении круглого стола мне выпала возможность опробовать EVM PRO в движении, чем я не преминул воспользоваться. Тест был недолгим, но кое-какие впечатления получить удалось. Тем, кто уже ездил на автомобилях с «автоматом», привыкать к управлению EVM PRO не придётся. Здесь тоже две педали и похожий алгоритм управления трансмиссией: блок с подсвечиваемыми кнопками D, N и R установлен справа от водительского сиденья. Если большинство электрокаров набирают скорость просто в ураганном темпе, то здесь газ как бы демпфирован: в сравнении с ними разгон получается вполне размеренный. Но запас крутящего момента на педали при этом ощущается постоянно. И нет привычного гула напрягающегося движка: ускоряется EVM PRO необычно тихо! Если на том же блоке управления трансмиссией нажать кнопку Auto, то при снятии ноги с педали газа EVM PRO не остановится, а продолжит движение с невысокой скоростью – очень удобно в пробках! Ну а пятая кнопка с надписью RBS – это включение режима рекуперации, когда при торможении двигатель переходит в режим генератора, вырабатывая электричество и пополняя запас батарей. Я сам пробовал набирать скорость, а потом отпускать педаль газа, не прикасаясь к педали тормоза: замедление очень хорошее, и даже, как мне показалось, более уверенное, чем у оборудованных ретардером обычных грузовиков. В общем, с точки рдения водителя – отличный автомобиль! То есть, электромобиль.

EVM PRO, электротрак, электрический грузовик, электрогрузовик, электромобиль, электрофургон, производство электромобилей, автопром, Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус, Илья Рашкин, СТ-КТ

Как проект будет развиваться дальше? В этом году компания будет стремиться изготовить  и поставить заказчикам порядка сотни EVM PRO. На общем фоне рынка малотоннажников – совсем немного, но в России никто не делает даже столько. И потом, как раз сейчас их производство находится в стадии интенсивного развития: в настоящее время идёт монтаж и отладка оборудования в электротехническом цехе, где будут выпускать электродвигатели. Ими, а также локализованными инвертерами и редукторами, серийные электрические грузовики начнут оснащать в первой половине следующего года. То есть с учётом отечественного базового шасси, в 2024 году EVM PRO станет без преувеличения российским продуктом! Но в компании этим не ограничиваются. В своём выступлении Илья Рашкин озвучил куда более амбициозную задачу: добиться паритета с аналогами, использующими ДВС, по самому важному для заказчиков параметру, то есть, по отпускной цене. Что ж, подобная задача стоит перед всеми мировыми производителями элекротранспорта. Как она будет решаться компанией «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус»? Как говорится, поживём – увидим.

Константин Закурдаев

EVM PRO, электротрак, электрический грузовик, электрогрузовик, электромобиль, электрофургон, производство электромобилей, автопром, Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус, Илья Рашкин, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки