Busworld Kortrijk. Европейский автобусный смотр
Новости отрасли
Самое читаемое
Экспозиции под маркой Busworld проводятся в разных странах, но наиболее масштабной и представительной была и остается европейская выставка, имеющая более чем 40-летнюю историю. Busworld Kortrijk – это основная площадка для всех европейских автопроизводителей, имеющих в своих модельных линейках пассажирскую технику. И не только европейских, так как в последнее время интерес к местному рынку все больше проявляют компании из Азии, преимущественно из Китая.
О масштабе выставки говорит и ее продолжительность – целых семь дней, с 17 по 23 октября. Первое число – пресс-день, поэтому в официальных материалах в качестве даты открытия Busworld Kortrijk 2013 фигурирует 18 октября, что не совсем корректно. На момент написания материала статистика по выставке 2013 года еще не была готова, поэтому мы воспользуемся информацией двухлетней давности. В 2011 году в выставочном центре Kortrijk Xpo презентовалась продукция 360 компаний из 35 стран мира, мероприятие посетили 31 698 специалистов из 118 государств.
Специально для выставки многие производители готовят новинки, так что Busworld выступает своеобразным плацдармом для демонстрации новых технических решений. Поскольку рассказать обо всех экспонатах, показанных в Кортрейке, не представляется возможным (для этого пришлось бы выделять под материал не менее половины журнала), мы остановимся именно на премьерных моделях.
Начнем с «грандов», задающих стандарты развития отрасли. Компания Mercedes-Benz Buses and Coaches в рамках подготовки линейки транспортных средств, отвечающих экологическому стандарту Евро-6, представила две мировых премьеры: микроавтобус Sprinter Travel и туристический лайнер Tourismo K. Первый из них, как можно понять из названия, также относится к туристическому классу. Это 7,7-метровый автобус малой вместимости, оснащенный удобными мягкими креслами. Машина относится к новому поколению модели Sprinter, не так давно презентованного в России. Одно из главных отличий модификации Travel – большая площадь бокового остекления. Также новые микроавтобусы Sprinter будут выпускаться в исполнениях Mobility, Transfer и City — всего 16 базовых вариантов. Автобус Mercedes-Benz Tourismo K — новое предложение в среднем классе: длина кузова 10,32 м, колесная база уменьшена до 5 м. В «автобусной иерархии» марки он занимает промежуточное положение между моделью Sprinter и полноценными 12-метровыми лайнерами.
Новое поколение туристических лайнеов Setra, ранее представленное только в категории ComfortClass, теперь также доступно в формате TopClass. На выставке Busworld Kortrijk 2013 были впервые показаны лайнеры моделей S 516 HDH (двухосный) и S 517 HDH (трехосный). Не меньший интерес у посетителей вызывали Setra S 516 HD/2, оборудованная подъемником для инвалидных колясок, и двухэтажник S 431 DT с двигателем стандарта Евро-6 – последняя модель прошлого поколения, предлагаемая в категории TopClass.
Мировой премьерой компании MAN Truck & Bus стал 13-метровый Neoplan Jetliner C в версии Евро-6, также оборудованный лифтом для инвалидов-колясочников. Из других экспонатов марок MAN и Neoplan можно отметить 18,75-метровый сочлененный городской низкопольник MAN Lion’s City GL, подготовленный по заказу Люксембурга. Отличительные особенности автобуса – пятидверная компоновка, наружные и внутренние информационные табло в виде ЖК-мониторов, а также двигатель, работающий на сжатом природном газе.
Шведский концерн Scania продолжает совершенствование своих новых моделей – городской CityWide и туристической Touring, выпускаемой совместно с китайским Higer. Естественно, представленные в Кортрейке машины отличались двигателями нового экостандарта. Стоит отметить, что шведские автобусы по желанию заказчика могут комплектоваться силовыми агрегатами, отвечающими нормам вплоть до Евро-3 включительно – Scania не спешит уходить с рынков, где введены менее жесткие экологические нормативы.
В отличие от своих именитых коллег, компания Volvo решила сделать ставку на гибридные автобусы. Новинкой, разработанной специально к Busworld Kortrijk 2013, стал сочлененный городской низкопольник Volvo 7900 Articulated Hybrid, рассчитанный на перевозку 154 пассажиров. По информации от представителей фирмы, экономия топлива при использовании этой машины может достигать 30%. Примечательный факт: в сегменте городского транспорта с 2014 года Volvo будет предлагать только гибридные низкопольники – дизельные машины останутся лишь в пригородном и туристическом сегментах. Кстати, о «туристах»: магистральные лайнеры Volvo 9700 и Volvo 9900 образца 2013 года получили новое внешнее оформление и двигатели стандарта Евро-6. Обе модели показали на выставке, также как и 12-метровый городской гибридный автобус Volvo 7900.
В Кортрейке состоялась презентация нового автобусного бренда Iveco Bus. Он пришел на смену марке Iveco Irisbus, объединяющей заводы во Франции и Чехии. Напомним, что еще не так давно на этих площадках выпускались автобусы Renault и Karosa. Ребрендинг отразился на серийной продукции: модели Crossway и Magelys получили новое оформление передка, включающее в себя массивную панель с поистине громадным логотипом и новую светотехнику. Городской низкопольник Urbanway, замена семейству Citelis, такое оформление он уже имел изначально. Первый показ этой машины состоялся в мае этого года в Женеве на конгрессе Международного союза общественного транспорта, так что де-факто Iveco Urbanway уже не был премьерой, по сути же, многие посетители выставки увидел его впервые. Также как и новый концепт Ellisup, созданный в сотрудничестве с Французским агентством по охране окружающей среды и управлению энергетическими запасами, Michelin, транспортным оператором RATP и другими компаниями. Iveco Ellisup – это низкопольный электробус оригинальной компоновки: кузов опирается на восемь небольших колес, четыре из которых оснащены компактными моторами. Благодаря технологии быстрой подзарядки и емким накопителям энергии (комбинация батарей и суперконденсаторов) концепту достаточно лишь несколько минут стоянки на конечной станции для «восстановления сил» и дальнейшей работы на маршруте.
Еще один электробус, на этот раз стандартной «автобусной» компоновки, присутствовал на стенде местного производителя пассажирской техники, компании Van Hool. Это 9,5-метровый A308 Electric, разработанный совместно с Siemens и Bombardier. Он оборудован системами бесконтактной (индуктивной) и контактной подзарядки. Три таких машины с весны 2014 года начнут работать в Брюгге — небольшом бельгийском городе с узкими улочками, по которым сейчас курсируют аналогичные по длине дизельные автобусы.
Компания VDL Bus & Coach из соседней Голландии представила сразу несколько новинок. Наибольшее внимание посетителей было приковано к 8,8-метровому автобусу VDL Citea MLE (Midi Low Entry) необычной компоновки с вынесенной максимально вперед передней осью и единственной пассажирской дверью. Этот мини-Phileas также позиционируется как транспорт для узких улочек европейских городов. В продаже будут доступны версии длиной от 8,8 до 10,8 м в дизельном и электрическом исполнении. Ну а семейство обычных городских автобусов Citea пополнилось модификациями SLFA (Low Floor Articulated) и LLE в варианте Low Weight. Первая – это сочлененный низкопольный автобус длиной 18 либо 18,75 м, вторая – стандартная 12-метровая машина с кузовом облегченного типа, позволяющим экономить топливо. В сегменте автобусов повышенной комфортности премьерой стал VDL Futura FMD2 — многофункциональный лайнер, способный обслуживать как туристические, так и междугородные линии.
Польский Solaris готов выпускать три типа электробусов с возможностью подзарядки по кабелю, индукционным способом или с помощью пантографа, подключаемого к специальной зарядной станции. В Кортрейке демонстрировался электробус Urbino 12 electric третьего типа с полупантографом, немного напоминающим по виду трамвайный токосъемник. Еще одной новинкой стал пригородный InterUrbino 12 с новым дизайном и дизелем стандарта Евро-6.
Швейцарская компания HESS также пытается вывести на рынок новый экологически чистый вид транспорта. Электробус от HESS — 18-метровый, сочлененный, с системой подзарядки от специальных устройств, расположенных над проезжей частью на крупных остановках или конечных станциях. Сейчас он проходит опытную эксплуатацию в Женеве.
Рассказывая о европейских производителях общественного транспорта, невозможно не упомянуть немецкое предприятие Goppel Bus GmbH, объявленное в прошлом году банкротом и затем выкупленное петербургским промышленным холдингом «Кировский завод», финансовая поддержка которого позволила Goppel Bus GmbH встать на ноги и начать функционировать в обычном режиме. В 2013 году предприятие выиграло несколько европейских тендеров на поставку автобусов. В ближайших планах руководства холдинга выйти на российских рынок, в том числе с новой продукцией – автобусами, работающими на СПГ. На выставке же были показаны 12- и 18,75-метровая версии городских полунизкопольников серии go4city.
Из восточноевропейских компаний можно отметить словенский TAM, известный у нас в 1990-е годы по поставкам туристических машин для «Интуриста» и «Газпрома». Сейчас завод находится на подъеме после долгой полосы неудач и предлагает городские и туристические автобусы серий Viva и Vive, а также Vivair — перронные низкопольники, ранее известные как Neoplan Apron.
Турецкие компании Anadolu Isuzu, Otokar и Temsa представили обширные экспозиции, охватывающие практически весь модельный ряд каждой из них, в том числе и новинки: 9-метровый туристический Visigo и 9,5-метровый городской низкопольник Citibus от Anadolu Isuzu, междугородные Territo U от Otokar и серию 13-метровых лайнеров Temsa LD смешанного (междугороднего и туристического) назначения.
Уже не первый год на европейский рынок пытаются пробиться китайские компании. King Long предлагает нашим западным соседям те же модели, что и в России, но с двигателями стандарта Евро-6. Yutong вместе с бестселлером, моделью 6129, выводит на рынок туристические автобусы длиной от 9 до 13 метров, объединяя их в серии по назначению: IC — междугородные лайнеры (Intercity), EC — школьные модификации, CC — смешанный тип для междугородных и туристических перевозок. BYD активно рекламирует электробусы собственного производства, а Ankai, похоже, пытается сойти за дешевую «Сетру».
В Busworld Kortrijk регулярно принимают участие и небольшие предприятия, выпускающие пассажирскую технику относительно мелкими партиями. В основном, это «бодибилдеры», использующие в качестве основы для своих машин шасси малотоннажных фургонов. Но есть среди них и компании, нашедшие свою оригинальную нишу. Например, голландская Composite Mobility bv, освоившая выпуск 7,5-метровых минибусов Mission. Особенность этих машин – кузов из композитных материалов, делающих их легче, экономичнее и удобнее в эксплуатации. Специалистами компании разработана целая гамма автобусов на разных типах тяги (бензиновые двигатели, электромоторы) для городских перевозок, работы в аэропортах, транспортировки инвалидов и для экстренных служб.
Также замечена тенденция появления новых производителей, которые ориентируются на выпуск исключительно передовых видов автотранспорта. Например, итальянская Vectia планирует изготавливать 12-метровые гибридные автобусы и электробусы (серия Veris), а немецкая Euracom Group GmbH будет уделять внимание только электробусам (серия Eurabus).
Подводя краткие итоги выставки можно сказать, что до массового перехода на электробусы хотя бы на отдельных маршрутах в наиболее развитых городах остаются считанные годы. Если суммировать все премьеры европейского «Мира автобусов», то электрический автотранспорт уверенно замет второе место – его опережают только обновленные автобусы, подготовленные к переходу на новый экологический стандарт.
Напоследок отметим, что в следующем году выставка Busworld Russia проводиться не будет. Вместо нее в октябре 2014-го откроет свои двери экспозиция Busworld Eastern Europe, местом проведения которой станет Киев. Сможет ли это мероприятие оказаться более масштабным, чем нижегородский автобусный салон — покажет время.
С нами уже 1039 профессионалов