БЕЛАЗ. Фабрика гигантов
Новости отрасли
Самое читаемое
Путь к гигантам
Когда в 1946 году Верховный совет БССР принял решение о создании завода по выпуску торфяного оборудования, никто и не предполагал, что через каких-то 12 лет он станет производить карьерные самосвалы. Между тем, в 1950 году построенное вблизи станции Жодино предприятие выдало первую продукцию: контейнеры для перевозки и ворошилки для сушки торфа. Однако, уже в 1951 году его преобразовали в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш» с целью освоения производства снегоочистителей, поливомоечных и шнекороторных машин, кусторезов и другой подобной техники. Под ее выпуск начали активно расширять площади, вводить в работу новое технологическое оборудование, увеличивать штаты. Все это в конечном итоге и предопределило переход завода в разряд автомобильных: в руководстве страны решили передать производство карьерных самосвалов с МАЗа на новую производственную площадку и предприятие в Жодино оказалось для этого наиболее подходящим. Поэтому 17 апреля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о переименовании Жодинского машиностроительного завода в Белорусский автомобильный завод (БелАЗ). Его директором назначили Николя Ивановича Деревянко, до этого работавшего на МАЗе.
В феврале 1959 года новоиспеченный БелАЗ начал сборку двухосных самосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т, а в 1960-м ему передали и производство экспериментального трехосного МАЗ-530, рассчитанного на перевозку уже 40 т груза. Одновременно Деревянко приступил к организации собственного КБ, пригласив для работы в него нескольких специалистов с Минского автозавода. И результат не заставил себя ждать: уже в 1960 году в Жодино своими силами был спроектирован новый самосвал – 27-тонный БелАЗ-540, первый опытный экземпляр которого построили 14 сентября 1961 года. Для того времени это была очень прогрессивная машина, кабину которой сделали одноместной, разместив двигатель сбоку от нее, что уменьшило габаритные размеры и снаряженную массу.
Семья богатырей
После освоения в серии БелАЗ-540 молодой конструкторский коллектив начал выдавать одну опытную модель за другой. В 1961 году появился одноосный тягач МАЗ-531, в 1962 году – универсальный колесный трактор БелАЗ-550, 40-тонный БелАЗ-548 и 45-тонный автопоезд БелАЗ-540В-5271, в 1963 году – 65-тонный автопоезд БелАЗ-548В-5272, а в 1964 году – первый в стране дизель-троллейвоз БелАЗ-Э524-792, электродвигатель которого получал ток по натянутым над дорогой проводам. Стоит добавить, что в июне 1967 года пять модификаций БелАЗ-540 первыми в советском автопроме получили государственный знак качества. Впрочем, все это было только начало: в 70-80-х годах на предприятии сумели создать еще более фантастические автомобили!
В 1971 году из ворот предприятия вышел опытный аэродромный тягач БелАЗ-6411, способный буксировать 100-тонные самолеты. В декабре 1972 года завершились межведомственные испытания БелАЗ-549, рассчитанного на перевозку в своем кузове 75 т. В 1974 году самосвалы завода перешагнули 100-тонный рубеж: появился опытный автопоезд-углевоз с донной разгрузкой БелАЗ-7420-9590 грузоподъемностью 120 т. Причем его полуприцеп оборудовали такими же, как у тягача, мотор-колесами. А три года спустя на предприятии изготовили два первых 110-тонных двухосных самосвала, получивших обозначение БелАЗ-7519. Одновременно в производство пошел более мощный аэродромный тягач БелАЗ-7421 для буксировки самолетов массой до 200 т.
В 80-х эпоха рекордов продолжилась. Тем более что в 11 пятилетке завод ввел в строй второй конвейер – единственный в мире, на котором выпускали самосвалы грузоподъемностью 75 т и выше.
В 1982 году в Жодино приступили к испытаниям 170-тонных БелАЗ-75211, а годом позже предприятие изготовило первые шесть 180-тонных БелАЗ-75212, которые оснащались французскими дизелями.
В новых условиях
Перед началом рыночных преобразований БелАЗ успел значительно обновить свой модельный ряд. В производстве были освоены 30-тонный БелАЗ-7522, 42-тонный БелАЗ-7523, 75-тонный БелАЗ-7509, 110-тонный БелАЗ-75191, 170-тонный БелАЗ-75211 и углевоз БелАЗ-75199 грузоподъемностью 105 т. Кроме того, завод разработал шлаковоз БелАЗ-7920 грузоподъемностью 80 т и тяжеловоз БелАЗ-7921 грузоподъемностью 150 т, а в 1991 году сделал опытный самосвал БелАЗ-75481 грузоподъемностью 280 т! Одновременно, в 90-е годы, началась активная адаптация для белорусских гигантов зарубежных двигателей и трансмиссий, резко повысившая их конкурентоспособность. К примеру, в 1992 году в серию пошел 200-тонный БелАЗ-75301 с дизель-электрическим силовым агрегатом Kato. Одновременно предприятием осваивалась и не «самосвальная» продукция: полуприцепы, бетоносмесители, ковшовые и лесные погрузчики, машины техпомощи и, даже, малотоннажные грузовички «Люблин-БелАЗ-3352», сборка которых из комплектующих польской компании FS Lublin началась в 1994 году.
Сегодня Белорусский автозавод, ставший одним из ведущих экспортоориентированных предприятий независимой Белоруссии (95% продукции уходит за пределы страны), активно обновляет как производственные мощности, так и модельный ряд. Модельная линейка завода в последнее время пополнилась несколькими новинками: 45-тонным БелАЗ-7545, 90-тонным БелАЗ-7557, 154-тонным БелАЗ-7517 и 240-тонным БелАЗ-7531. Не утрачена и тяга к рекордам: в 2005 году был построен первый образец БелАЗ-7560 грузоподъемностью 320 т, а в 2010 году – самосвал БелАЗ-75601, рассчитанный на перевозку до 360 т груза, а совсем недавно заказчикам предложили самый большой в мире самосвал-гигант БелАЗ-75710 с суммарной мощностью двух двигателей 3430 кВт – его грузоподъемность 450 кг!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов