Авторынок. Итоги 2023. Малотоннажники
Новости отрасли
Самое читаемое
Итоги российского рынка малотоннажников, то есть коммерческих автомобилей лёгкого класса, мы подведём, традиционно используя данные о регистрации в стране автотранспортных средств, предоставленные аналитическим агентством «Автостат инфо».
Согласно этим данным, в 2023 году на территории страны было зарегистрировано в общей сложности 88 404 новых малотоннажника в сравнении с 72 525 новыми малотоннажниками в 2022 году. То есть, на 22% больше. Неплохой рост с учётом всех обрушившихся на отечественный автопром санкционно-экономических потрясений. И тем не менее, чтобы достигнуть результата 2021 года, когда в стране было реализовано почти 144 тысячи малотоннажников, рынку нужно увеличиться более чем в полтора раза. Есть ли у него такая возможность? Тут всё будет зависеть от общей ситуации в экономике страны.
Как всегда, в лидерах рынка – малотоннажники ГАЗа. Итоговый результат марки за 2023 год: 52 940 регистраций. Это конечно не 64 680 регистраций, как в 2021 году, но в сравнении с 2022 годом рост получился очень даже неплохой, составивший более 43%. Самое востребованное семейство – «Газель NEXT» (33 482 ед., +55%). За ним с большим отрывом следует старый-добрый бортовой ГАЗ-3302 (6770 ед., +5,8%) из семейства «Газелей Бизнес». Интересно, что новейших «Соболей NN» (1033 ед., рост в 15 раз) зарегистрировано больше, чем «Газелей NN» (562 ед., рост в 9 раз). И тем не менее, «Соболю NN» по популярности пока далеко до своего предшественника, «Соболя Бизнес», суммарное число регистраций всех модификаций которого за год достигло 8451 ед. (+14%). Что интересно: в данных о регистрации отметились две электрических «Газели».
На втором месте грузовые модели УАЗа: 16 094 регистраций в 2023 году. Рост по отношению к предыдущему году составил чуть менее 21%. У этого производителя гораздо меньше разрыв с данными за 2021 год, когда было зарегистрировано около 17,3 тыс. коммерческих уазиков. Казалось бы, ещё один рывок, и тот результат можно не только достигнуть, но и превзойти! Превалирующая часть регистраций по-прежнему приходится на классическое семейство «буханок» и «головастиков» (11 088 ед., +6,7%). Интересно, что среди них в этот раз оказались 32 УАЗ-1927 «Практик» – это модификация фургончика со скрытым бронированием. Ульяновских грузовичков современного поколения в 2023 году зарегистрировано в два с лишним раза меньше, 5006 ед., но спрос на них растёт быстрее (+70%). Основная масса этих малотоннажников приходится на полуторку «УАЗ Профи» (4465 ед., +69,3%). Также в числе зарегистрированных значатся её модификация с цельным кузовом-фургоном УАЗ-128811 (497 ед., +98%) и уходящая с рынка менее грузоподъёмная версия «УАЗ Карго» (44 ед., -14%).
На третьем месте марка Sollers. Итог 2023 года: 7505 зарегистрированных малотоннажников против всего 17 годом ранее. Из них 6401 пришлось на выпускаемые в особой экономической зоне «Алабуга» Sollers Atlant и 1104 – на выпускаемые в Ульяновске Sollers Argo. Впрочем, если сравнивать с 2022 годом, то нужно смотреть на регистрации не только Sollers, но и Ford Transit, которые выпускали в Алабуге на том же заводе до момента окончательного ухода американской компании из России. Так вот, в 2022-м на российском рынке, согласно данным «Автостат инфо», нашли своих покупателей 7389 Ford Transit. И, что интересно, даже в 2023 году эти малотоннажники продолжали присутствовать в статистике с итогом 1482 регистрации.
Четвертая отечественная марка на рынке лёгких коммерческих автомобилей, «Лада», закончила год с количеством 4293 регистрации против 6322 регистраций в 2022 году: продажи сократились примерно на треть. Тут главный виновник – «Ларгус» в грузовом исполнении (458 ед., падение в 10 раз): из-за значительного числа поставляемых из недружественных стран комплектующих его выпуск был свёрнут в 2022 году и возобновился только во второй половине 2023 года. Остальные попавшие в статистику модели – грузовые модификации ВИС на базе «Гранты» и «Нивы». Правда, тут нужно уточнить, что переделкой упомянутых моделей из пассажирских в грузовые также занимаются несколько независимых предприятий, например, нижегородский «Промтех». Их вклад в данной статистике никак не отражён, а значит, на самом деле грузовичков «Лада» на рынке присутствует несколько больше.
Согласно данным «Автостат инфо», в перечень марок с количеством регистраций более тысячи также попал Mercedes-Benz. Он, как и все европейские автопроизводители, тоже официально ушёл из России, но в 2023 году, тем не менее, улучшил свой результат: 1530 регистраций, рост 42%. Из них львиная доля пришлась на Mercedes-Benz V-Class (1145 ед., рост в 2,9 раза). У остальных марок, присутствующих на российском рынке малотоннажников, продажи не дотянули до тысячной отметки, ближе всего к которой приблизился Dongfeng: 799 регистраций против всего 20 годом ранее. Это единственный из китайских автопроизводителей, который более-менее успешно развивается в российском малотоннажном сегменте – результаты остальных сколько-нибудь серьёзными не назовёшь.
Помимо Mercedes-Benz, из России никуда не делись малотоннажники и других европейских марок. Но все они продолжают демонстрировать сокращение продаж, постепенно переходя в разряд аутсайдеров: Volkswagen (667 ед., -50,2%), Peugeot (383 ед., -82,8%), Citroen (251 ед., -85%), IVECO (228 ед., -47,1%), Renault (138 ед., -6,1%). Пожалуй, из всех в плюсе оказался только FIAT (192 ед., +61,5%).
Впервые в статистике российского рынка появились малотоннажники Минского автозавода. Речь идёт о десяти МАЗ 281 – это тот же перелицованный JAC Sunray, который взят за основу и для российского Sollers Atlant. Ещё впервые в малотоннажной статистике появился КАМАЗ. Он представлен запущенным в производство в 2023 году «Компас 5» полной массой 3,5 тонны. Это первый в истории серийный камазовский малотоннажник! Всего в течение минувшего года было зарегистрировано 359 «КАМАЗ Компас 5».
Константин Закурдаев
Статистические данные предоставлены ООО «Автостат инфо»
С нами уже 1039 профессионалов