Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Статистика > Автопром и авторынок: итоги 2017, перспективы 2018

Автопром и авторынок: итоги 2017, перспективы 2018

«АСМ-холдинг» подвел итоги работы национального автопрома в уходящем году и обсудил его перспективы на 2018-й.
20.12.2017
12320
view counter

Что происходит с нашим автопромом, какова ситуация на автомобильном рынке страны, какое будущее ждет отечественную автомобильную отрасль и рынок в году наступающем? Ответы на эти вопросы как раз и пытались найти участники состоявшейся 19 декабря 2017 года конференции «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2017 году и перспективы развития отрасли на 2018 год».

Наиболее полная характеристика ситуации на российском рынке автотехники и в национальной автомобильной промышленности была дана в докладе, подготовленном «АСМ-холдингом» (поскольку нынешний год еще не завершился и данных по продажам в декабре пока нет, 2017-й характеризуют прогнозные данные, что, впрочем, вряд ли сколько-нибудь исказит общую картину).

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Продажи легковых автомобилей. Как видим, в 2017 году они вырастут на 8,8% после пяти лет падения. И в ближайшие несколько лет продолжат расти примерно в том же темпе. Если, конечно, не разразится очередной кризис.

Обратим внимание, что за последние пять лет основную массу реализуемых в стране автомобилей составляет продукция иностранных брендов, изготовленная в России с большей или меньшей степенью локализации.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Продажи грузовиков по итогам года тоже выходят в плюс. Как видим, в отличие от легковушек здесь превалирую отечественные бренды. Причем, что интересно: по прогнозу «АСМ-холдинга» продажи будут расти в обозримой перспективе, при этом процент импортируемых грузовиков в их общем количестве станет сокращаться. Ну удивительно: Volvo, Renault, Iveco, Mercedes-Benz, ISUZU и FUSO построили в стране собственные заводы. Правда, у большинства локализация – минимальная, а о локализации силовых агрегатов или агрегатов трансмиссии речи вообще не идет.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Рынок автобусов растет, и этот рост, пусть и незначительный, будет продолжаться и дальше. Поскольку при закупках городских автобусов приоритет однозначно отдается отечественным моделям, их поставки превышают две трети от общего объема. Свою лепту вносит доминирование «Газели» на рынке микроавтобусов.

Зарубежные модели российской сборки – это главным образом микроавтобусы, выпускаемые на тех же заводах, что и малотоннажники (Ford-Sollers).

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

В 2017 году производство легковых автомобилей вернулось к росту на волне реализации отложенного спроса, накопленного за четыре предыдущих года, когда их продажи в стране сокращались.

Увы, доля исконно отечественных легковушек колеблется вокруг отметки 300 тыс. и вряд ли уже когда-нибудь существенно вырастет. Потому что АВТОВАЗ уже принял решение в ближайшие несколько лет отказаться от двух чисто отечественных платформ («Калина/Гранта» и «Нива») в пользу платформ альянса «Рено-Ниссан». Ну а объемы производства УАЗа с его «замороженным» модельным рядом на ситуацию значительного влияния не оказывают.

Позитивная новость – рост экспорта, который, правда, до уровня 2013-го доберется в лучшем случае года через три.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

То, что российский производитель проиграл борьбу за собственный рынок легковых автомобилей, подтверждается диаграммой из доклада Министерства экономического развития. Уходят не только платформы «Калина/Гранта» и «Нива» – за ними следом в ближайшей перспективе отправится платформа «Шеви-Нивы» (срок ее Одобрения типа скоро истечет), а в чуть более отдаленном будущем – и сильно устаревшие платформы УАЗа. В итоге в массовом сегменте остается лишь платформа «Лада Веста», но и ее существование на фоне неудержимой экспансии на «АВАТОВАЗ» альянса «Рено-Ниссан» не может внушать оптимизма.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

В производстве грузовиков – рост, и для текущей экономической ситуации очень неплохой. Причем здесь – пока полное доминирование отечественных марок. Хотя… В новых моделях все меньше отечественных комплектующих, а нынешний камский флагман, магистральный седельный тягач КАМАЗ-5490, локализован лишь на 20%. Экспорт есть, он растет, правда, микроскопическими темпами, и вряд ли в ближайшие шесть-семь лет выйдет на уровень экспорта 2013 года. Хотя, вполне возможно, что «АСМ-холдинг» в своих прогнозах излишне осторожничает: и КАМАЗ, и "Группа ГАЗ" всеми силами стараются продвинуть свою автотехнику за рубеж.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

А вот экспорт автобусов, хотя и пребывает фактически «на дне», уровня 2013 года должен достигнуть уже в 2019-м, после чего продолжит набирать обороты. Увы, рост экспорта ожидается меньше роста производства в целом.

С нынешней закредитованностью российских регионов не очень понятно, в чем кроется потенциал этого роста. Разве что будут введены давно обещанные ограничения срока службы автобусов, которые заставят перевозчиков массово и в срочном порядке обновить парк. Правда, самих перевозчиков в этом случае станет много меньше.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Как чувствует себя производство автотехники не только в России, но в странах СНГ? Смотрим таблицу. За Россией – подавляющее большинство. Правда, в ближайшей перспективе стоит ждать значительных изменений в Беларуси, где в следующем году введут в строй завод одной из китайских компаний производственной мощностью 60 легковых машин в год.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Почему производство автомобилей в России растет несмотря на затяжную экономическую стагнацию? Помимо отложенного спроса влияет и финансовая поддержка отрасли со стороны государства. На графике, продемонстрированном в докладе аналитического центра при правительстве страны, хорошо видно, как эта поддержка менялась год от года. В график включены в том числе компенсационные выплаты по утилизационному сбору.  

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

У аналитического центра при правительстве России тоже есть прогноз продаж и производства легковых автомобилей в стране на 2017 – 2018 годы. И по отношению к году наступающему в сравнении с прогнозом "АСМ-холдинга" он несколько оптимистичнее.

Как видим, подавляющее большинство проданных внутри страны автомобилей – российского производства. Но эта картина поверхностна. Потому что в самих выпускаемых у нас год от года машинах российского остается все меньше и меньше.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

В докладе, подготовленном КАМАЗом, прекрасно видно, как меняется доля ведущего российского производителя тяжелых грузовиков на внутреннем рынке коммерческих автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. Небольшая просадка в текущем году связана с недостаточными поставками новейшего магистрального тягача КАМАЗ-5490, спрос на который превышает предложение. Рост рынка в 2017-м со стороны КАМАЗа был недооценен и теперь ощущается нехватка комплектующих немецкого производства, что сдерживает выпуск КАМАЗ-5490.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Прогнозируемое сокращение доли КАМАЗа в 2018 году, показанное на предыдущем графике, отчасти связано с тем, что спрос на классическую камскую линейку на рынке не столь высок, как на более современные модели конкурентов, и неумолимо уменьшается. Остается ждать принципиально новый КАМАЗ с кабиной К5, который полностью обновит производственную линейку завода.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Самое впечатляющее достижение КАМАЗа – рост рыночной доли в сегменте магистральных тягачей, где прежде завод никогда не присутствовал. Причина роста – освоение в серии КАМАЗ-5490, правда, созданного на основе импортных комплектующих.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

В докладе «Роланд Бергер» – основные тренды мирового автопрома. Главные из них – роботизация и электрификация транспорта. Доклад называет реализацию этих трендов – революцией в автотранспорте и в автомобилестроении.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Электрификация транспорта наиболее активно идет там, где на это есть воля, а значит – и финансовая поддержка государства. Но у каждого из таких государств – собственная тактика поддержки продвижения электромобилей.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

А как обстоят дела робото-электрической революцией в России? Ее веяния должны быть учтены в новой правительственной программе развития отечественного автопрома на период до 2025 года, о которой в общих чертах было рассказано в докладе российского минэкономразвития.

авторынок, автопром, статистика 2017, автопром 2017, авторынок 2017, производство автомобилей, автомобильный рынок 2017, продажи автомобилей

Присоединение российского автопрома к современным мировым трендам, по мнению минэкономразвития, позволит выйти на новые рынки – судя по предыдущим графикам и диаграммам сделать это с традиционной продукцией шансов немного.

А если тренды пройдут мимо? Как пророчествует данный слайд, в таком случае России уготована роль площадки для сборки устаревших моделей. Впрочем, если взвесить все за и против подобного развития ситуации, еще неизвестно, проиграет национальный автопром, или, напротив, сможет извлечь из этого пользу.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки