Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter

Автобусы с планеты Solaris

В конце XX века на транспортном небосклоне зажглась новая звезда. Как молодая компания Solaris вошла в число ведущих автобусных производителей?
04.06.2020
2733
view counter

В России марка Solaris мало знакома, зато она хорошо известна в большинстве европейских стран, а также за пределами Евросоюза. Автобусы, троллейбусы, электробусы и трамваи с узнаваемым логотипом в виде стилизованной буквы S, характерным изгибом лобового стекла и зеленой таксой на лицевой панели работают примерно в 750 городах, расположенных в 32 странах. Помимо Западной и Восточной Европы, а также отдаленных частей Евросоюза, таких как Мальта, пассажирская техника Solaris курсирует по маршрутам в Израиле, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции. Список стран неполный, но хорошо характеризующий географический охват и популярность бренда.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

С 1999 года под маркой Solaris выпущено около 19 тыс. транспортных средств. Большинство из них – автобусы, в том числе газовые (около 2000 ед.) и гибридные (около 1000 ед.). На сегодняшний день Solaris Bus & Coach S.A. – один из основных производителей электротранспорта для европейских городов, изготовивший около 1500 троллейбусов, 400 электробусов и более ста трамваев различных моделей и модификаций. Наибольшим спросом у заказчиков пользуются автобусы Solaris Urbino 12 и Solaris Urbino 18. Проследим историю компании Solaris и постараемся ответить на вопрос, какие факторы поспособствовали ее столь резкому взлету на олимп транспортного машиностроения и помогают сохранять лидирующие позиции в отрасли.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

Удивляя мир

Основатель компании Solaris Bus & Coach S.A. – Кшиштоф Ольшевский, польский инженер, выпускник Варшавского политехнического института. Первоначально он владел частной автомастерской в Варшаве, затем переехал в Германию и стал сотрудником берлинского автобусного завода Neoplan – одного из предприятий, принадлежащих семейной фирме Готтлоба Аувертера. Талантливый инженер нашел общий язык с руководством Neoplan и начал быстро продвигаться по служебной лестнице. Уже в 1985-м, через три года после начала работы, Ольшевский занял пост директора берлинского завода Neoplan и проработал на этой должности 11 лет.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

В 1994 году пан Ольшевский, продолжая руководить предприятием, открыл польское торговое представительство фирмы Gottlob Auwärter GmbH. Тогда же вместе с женой Соланж он создал семейную компанию Neoplan Polska, ответственную за продажу немецких автобусов в Польше. Довольно быстро родился проект завода по сборке городских и туристических автобусов Neoplan. Инвесторов под эту амбициозную задачу удалось найти благодаря заказу на 72 автобуса для города Познань, выигранному при содействии компании MAN. Новое предприятие площадью 5000 м2 было открыто 22 марта 1996 года в деревне Болехово-Оседле, расположенной недалеко от Познани. Первоначальный штат составлял 36 сотрудников (сейчас на заводах компании Solaris трудится 2300 человек!).

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

Через два года была открыта вторая производственная площадка Neoplan Polska в городке Сьрода-Велькопольска. У компании появилось свое конструкторское бюро. Первым результатом его работы стала низкопольная модель Neoplan K4016TD, также известная как Olibus. Это уже не был классический Neoplan: автобус получил новую лицевую панель, в его конструкцию внесли ряд изменений для адаптации к польским дорожным и климатическим условиям. Но это еще был не Solaris. По сути Olibus стал «пробой пера» молодого инженерного коллектива перед созданием абсолютно нового модельного ряда.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

Премьера первого автобуса, выпущенного под маркой Solaris, состоялась в мае 1999 года. Тогда был представлен 12-метровый городской низкопольник Solaris Urbino 12. Всего же в новой линейке были три модели длиной 12, 15 и 18 м. Поскольку завод продолжал сотрудничество с компанией Neoplan, существовала договоренность о продаже новой техники исключительно в Польше и некоторых других странах Центральной и Восточной Европы.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

Стоит отметить, что одной из причин создания автобусов Solaris стал переход материнской компании на выпуск низкопольных машин семейства Neoplan Centroliner. Немецкие автобусы нового поколения были дороже в производстве, их коммерческий успех в странах Восточной Европы был под большим вопросом. Заказчикам из этих стран понадобилась модель автобуса, учитывающая современные тенденции в области конструирования и дизайна транспортных средств, особенности производства в Болехово и уже упоминавшиеся условия работы на дорогах государств, еще только оправлявшихся от политических и экономических передряг 1990-х, – так и появилось семейство Solaris Urbino.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

Практически сразу компания взялась за расширение модельного ряда и освоение новых областей сбыта. Одним из первых результатов активной политики по работе с потенциальными клиентами стал выход в 2000 году на чешский и немецкий рынки. Несколько автобусов Solaris были поставлены в Остраву и Берлин.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

Большие перемены произошли на следующий год. Neoplan перестал быть семейным предприятием, будучи выкупленным компанией MAN, что подвело черту под сотрудничеством с ним. Так 1 сентября 2001 года была образована частная компания Solaris Bus & Coach Sp. z. o.o., к которой перешли права на производство и реализацию автобусов Solaris Urbino. В этом же году начался выпуск троллейбусов Solaris Trollino и туристических лайнеров Vacanza.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня

В 2002 году состоялась презентация второго поколения автобусов Urbino. Внешние изменения у машин были незначительные, по сути Urbino II стал переходным вариантом между первым и третьим поколением автобусов Solaris. Тогда же была создана упрощенная пригородная модель Solaris Valetta для мальтийского автоперевозчика.

Еще два шага вперед – разработка…

Продолжение материала Олега Бодни об истории компании Solaris и ее автобусов – в журнале «ST-KT.RU. Спецтехника и коммерческий транспорт» №3,2020, с интернет-версией которого можно ознакомиться по этой ссылке.

Соларис, автобус Соларис, Solaris Bus, Solaris Urbino, Solaris Bus and Coach, Соларис Бас, история Solaris, производство автобусов, автобусная компания, польский Соларис, Урбино, СТ-КТ. Олег Бодня




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки