Автобус ISUZU из Ульяновска: знакомые всё лица!
Новости отрасли
Самое читаемое
То, что давно ожидалось, свершилось 10 июля: правительство Ульяновской области, АО «ИСУЗУ РУС» и ООО «СИМАЗ» подписали меморандум о намерениях, согласно которому в Ульяновске планируется развернуть производство автобусов малого класса на шасси ISUZU ELF 9.5. С областным правительством все понятно: оно проделало огромную работу по стимулированию производства японских коммерческой автомобилей на своей земле. С ISUZU тоже полная ясность: с уходом из страны украинского «Богдана» организация российского автобусного производства была лишь делом времени. А вот что за ООО «СИМАЗ», которому, как надо понимать, доверено непосредственно изготовление автобусов на японских шасси?
Поиски в интернете не проясняют ситуацию – там сведения об этой компании крайне скупы и ограничены главным образом ее регистрационными данными. Согласно ним, зарегистрирована компания в ноябре 2015-го. Новый производитель? И сразу такой контракт!
Судя по всему, дело обстоит так. Посмотрим, кто подписал меморандум со стороны ООО «СИМАЗ»: Сергей Полбин, директор по развитию. А теперь посмотрим на фото перспективного автобуса: ничего не напоминает?
Напоминает, да еще как! Более того, на одной из сопровождающих официальный релиз фотографий заметна эмблема автобуса. Эмблема знакомая – ее можно увидеть на автотехнике ульяновской компании «БАУ Мотор». Той самой, которая в 2006 году развернула сборочное производство в Ульяновске китайских среднетоннажных грузовиков под собственной маркой Феnix и которая, вложившись кредитными средствами в их локализацию, оказалась в весьма непростом положении. Входила «БАУ Мотор» в известный на рынке автомобильных комплектующих крупный ульяновский холдинг «АМС Групп», владельцем которого как раз и был Сергей Полбин. В 2014 – 2015 годах в прессе появлялись статьи о настигших компанию непростых временах, об осаждавших ее кредиторах и о сворачивании бизнеса. Что стало с «АМС Групп» теперь – информации нет, ранее числившийся официальным сайт не работает. А вот «БАУ-Мотор» превратилась в «БАУ-РУС», на сайте которой по-прежнему предлагается Феnix, правда, под более прозаичным названием BAW 33462-102. И оснащен он уже не китайским дизелем, а отечественным битопливным ЗМЗ-409.
Так вот, это самое «БАУ-Мотор» во второй половине 2010 года на шасси все того же BAW Феnix освоило производство 7,6-метрового 38-местного автобуса BAW Street с кузовом собственной разработки. Его боковины выполнили из нержавеющей стали, а переднюю и заднюю маски – из пластика. Для удешевления все колесные арки сделали идентичными, а фары головного света заимствовали у ВАЗ-2106. Машина получилась неплохой: маневренная, с большим расстоянием между сиденьями и позволяющим стоять в полный рост высоким потолком.
В феврале 2011 года на заводе «БАУ Моторс» для производства BAW Street открыли отдельный двухъярусный цех общей площадью 5 тыс. м2: предприятие строило планы изготавливать порядка 30 BAW Street в месяц. Но всего по сию пору удалось изготовить лишь порядка сотни автобусов, самый крупный парк которых – у ульяновских перевозчиков. Не помогла даже проведенная в 2014-м модернизация, в ходе которой машина приобрела более плавные внешние формы, получила измененную переднюю маску с современными светодиодными фарами и более высокую линию боковых окон. Но и это не помогло: даже при весьма конкурентной цене ульяновский BAW Street погубило шасси – мало кто готов был приобретать автобус с ходовой частью никому неизвестного производителя. Последний раз о поставках BAW Street информация пришла в марте 2015-го: два таких автобуса уехали заказчику в Казахстан.
Теперь же, судя по всему, вопрос с шасси наконец удалось решить должным образом: его новую марку знают и ценят во всем мире. За автобусы с таким шасси готовы платить – вспомним как продавался построенный на базе ISUZU украинский «Богдан»! Теперь из-за политических событий путь на российский рынок для «Богданов» фактически закрыт, а значит, его место вакантно! Единственный вопрос: сможет ли это место занять BAW Street, или как он теперь будет называться, даже с учетом использования шасси ISUZU?
С одной стороны, японцы никогда не стали бы заключать договор с «СИМАЗ», не будь он способен обеспечить требуемое качество, пусть даже эта компания номинально присутствует на рынке не более двух лет. Ведь для BAW Street в Ульяновске построен современный, обеспеченный всем необходимым оборудованием производственный комплекс, который в 2011 году из Китая приезжали открывать высшее руководство BAIC (BAW) и госчиновники высоко ранга. И, что важно: уже есть опыт выпуска и опыт эксплуатации таких автобусов, по мере выявления «детских болезней» их кузова неоднократно подвергали усовершенствованиям.
С другой стороны, главным аргументом в будущих продажах станет стоимость. Не секрет, что «Богданы» были популярны во многом благодаря очень привлекательному соотношению цена/качество. Поэтому у ульяновских автобусов это соотношение должно быть как минимум не хуже. Иначе заявляемого объема производства 500 машин в год никогда не достичь даже несмотря на такой козырь, как японское шасси. Сколько будет стоить автобус – вот главный вопрос. Думается, ответа на него ждать не долго – старт производства намечен на конец этого – начало следующего года.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов