«Спецавтотехника-2016»: есть ли жизнь на дне?
Новости отрасли
Самое читаемое
В Москве 25 мая «АСМ-холдинг» провел 5-ю российскую конференцию по специальной автомобильной технике «Спецавтотехника-2016». На моей памяти эта конференция стала самой жаркой по накалу страстей: затянувшийся кризис все сильнее подстегивает эмоции. Немудрено: часть сегментов рынка спецтехники, например дорожно-уборочной, дорожно-ремонтной и дорожно-строительной, крепко привязана к закупкам со стороны государства, а государство, которое на словах ратует за приобретение отечественной продукции, на деле не столь в ней заинтересовано. Яркий пример – крупные госкорпорации. Которые, как рассказал собравшимся вице-президент СРО НП «Спецавтопром» Юрий Шемчишин, не спешат закупать продукцию российских машиностроителей. Они вообще все меньше приобретают какую-либо технику и все больше приобретают услуги, то есть выполняют необходимые работы не сами, а силами подрядных организаций. Вроде бы все верно, но беда в том, что организации эти, не будучи государственными, на полном законном основании могут не обращать внимания ни на никакие постановления, предписывающие госструктурам при осуществлении закупок отдавать приоритет отечественным машинам и оборудованию.
Структура российского парка спецтехники по назначению, %. Данные Russian Automobile Marker Research, НАПИ
Немало сложностей у производителей спецтехники возникает и в силу до сих пор не отлаженной системы тендеров, которые, вопреки произносимым с высоких трибун декларациям о повышении конкуренции, все чаще под тем или иным видом проводятся или с участием единственного поставщика, или без заблаговременного информирования всех возможных участников, что сильно сужает их круг. Работа системы госзакупок по-прежнему непрозрачна, для их проведения недостаточно используются наименее подверженные коррупционной составляющей электронные площадки.
Структура российского парка спецтехники по брендам, %. Данные Russian Automobile Marker Research, НАПИ
Конечно, продажи строительной техники, на которую приходится более двух третей рынка спецтехники (самосвалы, автобетоносмесители, автокраны), не так зависят от благосклонности компаний с госучастием. Но строительство сокращается, крупных инфраструктурных проектов все меньше, из-за чего и эти сегменты оказались в сильном упадке.
Следует сказать и о том, что испытывающие нехватку заказов заводы, производящие определенные типы спецтехники, вполне можно было бы успешно дозагрузить: только потребность предприятий, занимающихся содержанием российских автодорог, на сегодня составляет порядка 10,5 тыс. специализированных машин на сумму 12,6 млрд руб. Ежегодно для планового обновления парков этим предприятиям требуется закупать технику на 3,6 млрд руб. То есть потребность в продукции есть – вопрос в финансировании ее приобретения.
Еще одна проблема – невостребованность современной высокотехнологичной коммунальной, дорожно-ремонтной и дорожно-строительной техники: в тендерах она заведомо проигрывает по цене менее сложным и менее современным образцам. В результате потратившиеся на перевооружение производства и внедрение передовых технологий предприятия не могут окупить сделанные вложения. Инвестиции на нашем рынке вообще трудно окупить, ибо значительная часть представленных на нем производителей считает, что сам по себе рынок, мягко говоря, далек от совершенства и эффективного саморегулирования. В частности, неразвитость, узость рынка спецтехники сдерживает процессы локализации: российские предприятия приобретают лицензию или начинают выпуск современных машин в рамках СП, но поставщики необходимых для них комплектующих в страну не приходят – не те объемы поставок. А раз выпуска комплектующих нет, то задача по локализации остается невыполненной. Неудивительно, что производство современной спецтехники в большинстве случаев так и не выходит за рамки отверточной сборки.
Что же можно сделать, чтобы выправить ситуацию? Участники конференции предложили несколько мер. Среди них – повышение эффективности, а главное, доступности и честности проведения тендеров компаниями с госучастием (а они в условиях нынешнего штиля на рынке – главные покупатели), распространение постановления о закупках техники российского производства на подрядные организации, выполняющие работы по заказу госкомпаний, а также ограничение сроков эксплуатации наливной техники, используемой при перевозке опасных грузов. Было бы хорошим подспорьем субсидирование перевозок готовой продукции от завода до потребителя на расстояния свыше 3 тыс. км, а также удержание цен на электроэнергию, а главное, на металл, который только с января по май подорожал на 40%, по некоторым позициям оказавшись дороже импортного! Если же говорить в глобальном плане, то отрасли, вместе со всей экономикой находящейся в кризисе, сейчас как никогда важно доступное кредитование, а по возможности еще и налоговые каникулы. Чтобы развивался внутренний рынок, целесообразно определиться с долгосрочной стратегией обновления парка спецтехники, упростить доступ производителей к мерам государственной поддержки во всех ее существующих на сегодня видах, а для стимулирования выпуска в первую очередь современных оборудования и машин обеспечить целевую господдержку экспорта: за ним будущее отечественного машиностроения, но в одиночку нашим заводам на зарубежные рынки не пробиться.
Константин Закурдаев
Также использованы графики, подготовленные ОАО "КАМАЗ"
С нами уже 1039 профессионалов