Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Репортаж > «Автодизель» подключает к газу

«Автодизель» подключает к газу

Ленточка перерезана, торжественные речи произнесены: ярославский «Автодизель» приступил к серийному производству самых совершенных в стране газовых двигателей!
17.11.2016
2975
view counter

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG, ПутинВроде бы выпуск газовых моторов в Ярославле только стартовал, а среди выстроившихся рядами готовых к отгрузке потребителям дизелей они уже нет-нет да и встречаются: знакомясь с заводом, где выпускают двигатели ЯМЗ-530, я заметил сразу несколько газовых «шестерок» ЯМЗ-536 CNG (эти двигатели развивают 258–312 л.с.), предназначавшихся, судя по сопроводительным документам, для ликинских автобусов и уральских грузовиков. Подобная оперативность неудивительна: спрос на подобные двигатели в нашей стране пока превосходит предложение. Ведь предложение это до последнего времени оставалось сильно ограничено: в России не было действительно современных средних и тяжелых моторов, работающих на компримированном природном газе. То есть на сжатом метане. А теперь есть! И событие это для автопрома столь важное, что нажать кнопку пуска участка газовых двигателей в Ярославль 12 ноября приехал лично Владимир Путин.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Прежде значительную часть отечественной газобаллонной автотехники, причем поставляемой главным образом по госпрограммам, приходилось оснащать импортными силовыми агрегатами. Теперь же их отечественные конкурентоспособные аналоги помимо ЛиАЗов и «Уралов» получат «Газоны» и «пазики»: для них предназначены уже более легкие 4-цилиндровые ЯМЗ-534CNG мощностью 150–170 л.с. А в перспективе в круг потребителей таких двигателей войдут МАЗ и, вполне возможно, КАМАЗ, который уже обозначил свою заинтересованность.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Производство 4-цилиндровых и 6-цилиндровых метановых двигателей организовано на площадях самого современного моторостроительного завода в структуре «Автодизеля» – от основной площадки он находится фактически на другом конце Ярославля. В начале нынешнего десятилетия этот завод специально построили под выпуск новейших дизелей семейства ЯМЗ-530. И вот теперь на их базе спроектированы и запущены в серию модификации, работающие на компримированном природном газе.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Причем газовые двигатели сохранили, с одной стороны, основную компонентную базу своих прародителей, с другой – схожий с ними мощностной диапазон: выходные характеристики при заполнении цилиндров метаном не стали ниже. То есть ярославские газовые моторы можно устанавливать на те же модели автомобильной, автобусной и специальной техники, которые до этого оснащались дизелями семейства ЯМЗ-530.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Значительных отличий в конструкции газовых двигателей не так много. Но, что важно, их унификация с дизелями 530-го семейства коснулась не только блока цилиндров, поршней и коленчатого вала – разработчики сумели разместить свечи зажигания в посадочных местах форсунок, а систему подачи газа в цилиндры – на месте системы распределенного впрыска топлива. Подобные технические решения позволили не вносить сколько-нибудь существенных изменений в головку блока. Столь значительная унификация сделала возможной организацию выпуска газовых моторов из тех же комплектующих и на том же производственном оборудовании, что и дизельных. А также позволила обойтись без значительного удорожания: не случайно ярославский газовый мотор вышел заметно дешевле американских и немецких «одноклассников».

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Впрочем, ценовых преимуществ удалось достичь не только унификацией, но и значительной локализацией семейства ЯМЗ-530. Ведь в первое время их выпускали фактически из закупаемых за рубежом базовых компонентов, которые в Ярославле лишь обрабатывали и собирали. Теперь – другое дело. Еще во время адаптации ЯМЗ-534 для «Газона» было принято решение снизить его стоимость на 30%. Как? За счет локализации. И дело пошло! В 2015 году на ГАЗе освоили изготовление отливки блока цилиндров, на КАМАЗе – поковку коленчатого вала, а на ЯЗДА – кулачковый вал. В 2016-м ГАЗ приступил к поставкам «Автодизелю» головки блока цилиндров, ЯЗДА – топливных насосов, костромское ЗАО «КЗА» – поршней. Также российскими предприятиями освоены турбокомпрессор и стартер. В следующем году отечественными станут генераторы, толкатели поршней и шестерни. Естественно, все перечисленные комплектующие в равной степени идут как на дизельные, так и на газовые двигатели 530-го семейства.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Сегодня работающие на метане ярославские моторы соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-5. Но уже к 2019 году запланировано создание их версий, удовлетворяющих более строгим нормам Евро-6: это откроет перед автотехникой «Группы ГАЗ» двери ведущих европейских стран. Причем до требований Евро-6 к этому времени будут доведены и дизельные двигатели 530-го семейства.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Что еще изменится в продуктовой линейке «Автодизеля» в ближайшие два-три года? Самая близкая перспектива – наращивание верхней границы мощности с 450 до 530 л.с. у V-образных 8-цилиндровых двигателей: это требование ряда производителей спецтехники. Тем не менее доля V-образных «шестерок» и «восьмерок» в общем количестве производимых в Ярославле моторов в дальнейшем будет только снижаться. Причем уже по итогам 2016-го она окажется меньше половины – впервые за все время существования «Автодизеля». В дальнейшем данный процесс подстегнет начало выпуска в 2018 году наследника ярославских V-образных двигателей. Речь идет о рядном дизеле ЯМЗ-780, диапазон мощности которого составляет от 120 до 550 л.с. Он предназначен для установки на тракторную, сельскохозяйственную и водную технику. А в 2020-м потребителям начнет поступать и автомобильный вариант этого двигателя, получивший обозначение ЯМЗ-770. Его мощностной диапазон – от 370 до 550 л.с. При этом V-образные двигатели, как и лицензионные ЯМЗ-652, в принудительном порядке никто с производства снимать не собирается: пока на них есть спрос, будет и предложение!

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG

Сюда же добавим, что в ближайших планах «Автодизеля» запустить в производство уникальную по меркам нашего автопрома топливную аппаратуру с повышенным давлением впрыска, а также модернизировать линейку выпускаемых коробок передач, снизив их массу, шумность, вибронагруженность и усилия при переключении. Пятиступенчатую ЯМЗ-1205 в улучшенном виде начнут поставлять для МАЗов и «Уралов» уже в следующем году, а девятиступенчатую ЯМЗ-1309 – в 2019-м.

Автодизель, ЯМЗ, автопром, Ярославский моторный завод, производство двигателей, газовый двигатель, ГБО, газификация транспорта, ЯМЗ-530, CNG, ЯМЗ-1205, ЯМЗ-1309, коробка передач

Расширение поставок двигателей семейства ЯМЗ-530 новым потребителям (среднетоннажники «Газон NEXT», павловские и ликинские автобусы, строительная техника «РМ-Терекс» и АМКОДОР, сельхозтехника РОСТСЕЛЬМАШ и ГОМСЕЛЬМАШ) привело к росту спроса на них даже на фоне общего снижения выпуска автотехники в стране. Соответственно, рост производства 530-х моторов дал толчок росту общего выпуска ярославских двигателей: в 2016 году «Автодизель» сделает их в общей сложности 41,9 тыс. против 35,6 тыс. в 2015-м. Свой вклад в успех внесут и газовые моторы: до конца декабря их выпустят в количестве полутысячи. В Ярославле надеются, что рост продолжится и в обозримом будущем: в 2017 году «Автодизель» планирует изготовить 45,9 тыс., а в 2018-м – 59,6 тыс. двигателей. Для этого мощности по выпуску ЯМЗ-530, на некоторых производственных участках сегодня уже загруженные до предела, придется наращивать: через пять лет они должны увеличиться с нынешних 20–25 тыс. до 50 тыс. в год.

Константин Закурдаев

 




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки