Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > История > ПАЗ-3205. Четверть века производства

ПАЗ-3205. Четверть века производства

В первый день зимы 1989 года на конвейер Павловского автобусного завода встал ПАЗ-3205, до сих пор остающийся самым массовым автобусов в своем классе.
12.12.2014
8425
view counter

Первую опытно-промышленную партию ПАЗ-3205 на Павловском автобусном заводе изготовили в 1987 году, еще во времена Советского Союза, а к конвейерному производству приступили с 1 декабря 1989 года. Конструкция этого автобуса, ставшего венцом советской школы автобусостроения, была разработана так, чтобы с одной стороны он получился современным снаружи и удобным для пассажиров внутри, с другой был прост в ремонте, неприхотлив в обслуживании, динамичен и хорошо управляем на шоссе и одновременно не пасовал на разбитых дорогах. Разработчикам удалось на редкость удачно соблюсти баланс между всеми перечисленными, во многом противоречивыми требованиями. В результате новый «пазик» пришелся ко двору не только в многочисленных пассажирских транспортных предприятиях, занимающихся местными перевозками, то есть между деревнями и селами, но и стал одним из наиболее распространенных служебных автобусов, в том числе и в силовых структурах. Его стали отправлять в более протяженные, чем первоначально планировалось, рейсы и даже использовать на городских и пригородных маршрутах с малым пассажиропотоком. Ведь по комфортабельности ПАЗ-3205 мало чем отличался от более крупного ЛАЗ-695, а по внешнему виду мог дать ему сто очков вперед. Это не преувеличение – разменяв третий десяток автобус и сегодня выглядит молодцом, а ведь его дизайн ни разу сколько-нибудь серьезно не корректировали!

ПАЗ-3205

Как и в конструкции выпускавшегося с 1968 по 1989 год ПАЗ-672, в конструкции пришедшего ему на замену ПАЗ-3205 для снижения себестоимости и упрощения ремонта широко использовали узлы и агрегаты среднетоннажных грузовиков Горьковского автозавода. В частности, у них был заимствован заволжский 120-сильный бензиновый двигатель рабочим объемом 4,25 л, который в автобусной модификации назывался ЗМЗ-672. Но новый «пазик» получил более просторный, светлый, теплоизолированный и технологичный кузов, у него улучшились эргономика рабочего места водителя и обзорность, значительной оптимизации подверглась ходовая часть.

Экономические реформы, заставшие ПАЗ-3205 по сути в самом начале производства, постепенно привели к необходимости внесения в его конструкцию ряда значительных доработок. Ведь этот автобус в начале последнего десятилетия минувшего века приглянулся частникам, которые стали широко использовать его в качестве «маршруток», а муниципальные перевозчики принялись ставить «пазики» на внутригородские линии по причине нехватки средств на приобретение более крупных и вместительных моделей. Кроме того, на рынке появились более комфортабельные и современные зарубежные аналоги, что также подтолкнуло Павловский автобусный завод взяться за модернизацию своего основного кормильца.

ПАЗ-3205

Сначала, в середине 90-х годов, автобус получил модификацию с минским дизелем, более экономичным и тяговитым на низах по сравнению с бензиновым мотором. Затем, после нескольких катастроф в горной местности, в 2002 году гидропневматическую систему тормозов заменили более современной пневматической, дополнив ее АБС. Наконец, в апреле 2007 года заказчикам был представлен наиболее глубоко модернизированный образец ПАЗ-3205.

В кабине обновленного автобуса выключатели указателей поворота и дальнего света фар перенесли на рулевую колонку, сделали подсветку кнопок на панели приборов, за сиденьем водителя установили сплошную перегородку, а в боковые зеркала заднего вида встроили электрообогрев (опция). Преобразился и салон: на его потолке появились более современные плафоны и измененные поручни, сдвижные стекла снабдили улучшенными замками, для крепежа линолеума пола, а также панелей боковин и потолка вместо оцинкованного профиля использовали алюминиевый. Створки дверей теперь изготавливают из оцинкованной стали, увеличено сечение проводов электропроводки, которые убрали в специальные гофрированные короба. Многие детали и агрегаты, вызывавшие нарекания по надежности, заменили комплектующими улучшенной конструкции, что позволило увеличить гарантийные обязательства на «пазик» до полутора лет или до 50 тыс. км пробега. Кроме того, покупатель наконец-то смог заказать автобус в оригинальных цветах раскраски и на 19,5-дюймовых колесах вместо 20-дюймовых, что несколько снизило высоту входа, повысив удобство применения на городских маршрутах.   

ПАЗ-3205

Модели ПАЗ-3205 выпала честь в 1998 году стать 500-тысячным, а в 2007 году – 600-тысячным автобусом Павловского автобусного завода. Казалось бы три базовые версии: ПАЗ-32053 с одной дверью салона, ПАЗ-32054 с двумя дверьми салона и полноприводный ПАЗ-3206 с увеличенным дорожным просветом способны полностью удовлетворить все возможные запросы потенциальных клиентов. Но за последние годы семейство разрослось за счет грузопассажирской, газовой и туристической модификаций, на базе «пазика» сделали специальный школьный автобус, а также удлиненную на метр с небольшим модель, получившую собственное обозначение ПАЗ-3234. Заложенный в конструкцию ПАЗ-3205 огромный запас новизны, разнообразие его исполнений, а также полное отсутствие прогресса в деле расширения и повышения качества дорожной сети страны позволили Группе ГАЗ, в которую сегодня входит Павловский автобусный завод, и сегодня успешно реализовывать эти автобусы как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Например, только в 2008 году в рамках национального проекта «Образование» российским сельским школам поставлены 500 специально доработанных «пазиков», столько же отгружены в Туркмению, 150 ушли в Таджикистан, 56 поступили в эксплуатацию в Монголии.

ПАЗ-4234

Так что в производственной программе Павловского автобусного завода данная модель как занимала, так и продолжает занимать лидирующую позицию. Так было раньше и так остается по сию пору. Например, по результатам прошедшего октября в России зарегистрированы более пятисот новых ПАЗ-3205, тогда как следующий по востребованности у перевозчиков ПАЗ-3204 закуплен в количестве, меньшем почти в пять раз. Более того, на начало 2015 года запланирована очередная модернизация «пазика», так что карьера этой модели еще далека до завершения. 



x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки